» Где находятся "болевые точки" бизнеса

Где находятся "болевые точки" бизнеса


Пожалуй, любой собственник хотел бы постоянно держать руку на пульсе своего бизнеса и получать оперативную информацию о состоянии дел. Для того чтобы оперативно выявить, где именно находятся "болевые точки" бизнеса, собственнику необходимо задать всего несколько "хитрых" вопросов - индикаторов, используемых консультантами по управлению для диагностики проблем бизнеса.

Для удобства можно разделить вопросы по функциональным областям:

Производство

Первый и наиболее важный вопрос, касающийся "состояния здоровья" производственных процессов: "Каков процент загрузки производственных мощностей?" Критическим показатель становится, если загрузка производства становится менее 50 % (или, что еще хуже, менеджеры не могут ответить на этот вопрос).

Второй вопрос: какова доля аварийных ремонтов от общего числа ремонтов? Если она составляет 30 % и более, то стоит обратить пристальное внимание на состояние системы управления ремонтами, иначе количество аварийных ремонтов будет постоянно расти, а планирование производства станет понятием абстрактным.

Третий, но также важный вопрос - о нормировании затрат. Есть ли на предприятии нормативы затрат на большинство необходимых ресурсов? Обновляются ли они в связи со сменой оборудования или технологий? Нет? Это значит, что менеджмент предприятия имеет возможность бесконтрольно использовать средства и просто завышать суммы расходов.

Финансы

И опять - таки речь идет в первую очередь о затратах. Учитывают ли менеджеры предприятия разницу между планируемыми расходами и реальными потребностями финансирования бизнеса? То, что сбалансировано на стадии планирования, зачастую "рассыпается" на стадии исполнения. Как итог - недостаточный уровень финансирования и, вполне вероятно, неконтролируемый рост кредиторской задолженности.

Второй аспект. Есть ли на предприятии приоритет платежей? Группируются ли заявки на оплату в соответствии с установленными приоритетами бизнеса? Этот вопрос хорошо характеризует существующую систему управления финансами. Очень часто в компаниях все вопросы стекаются к финансовому менеджеру в произвольном порядке, он работает в режиме аврала, и каждый вечер на оперативном совещании происходит "дележ денег" - что нужнее, что скорее и т. д.

Очень важный и достаточно явно свидетельствующий о нездоровье компании фактор - просроченная кредиторская задолженность. Просрочка в значимых объемах платежей более чем в 30 дней уже представляет для компании угрозу потери собственности.

Маркетинг и продажи

В том, что касается маркетинга, массу ответов на вопросы может предоставить база данных о клиентах компании. Каково отношение "потерянных" за определенный период времени клиентов по отношению к общему их числу? Выше 10 % неудовлетворенных (прервавших контракты с компанией) клиентов может однозначно считаться тревожным признаком.

Необходимо обратить внимание на динамику продаж, а именно на показатель роста продаж на одного клиента (симптом болезни в этом случае - отсутствие роста продаж), а также на структуру выручки компании. Нормальным структурным соотношением можно считать правило "20 % клиентов делают 80 % объемов продаж".

Если пропорция составляет, например, "10 % к 90 %", то компания становится финансово зависимой от небольшой части своих контрагентов и непрерывность притока в компанию денежных средств может находиться под угрозой. Изменение пропорции в сторону увеличения количества клиентов, например, "50 % на 50 %" означает, что компания, вполне возможно, распыляет свои усилия или недостаточно внимательна к потребностям клиентов.

Персонал

Одним из общих и явных симптомов нездоровья бизнеса является высокая текучесть кадров. На эту тенденцию собственнику стоит обратить пристальное внимание.

Показатель смены персонала в 30 % от общего числа сотрудников за год - уже негативный признак; когда же этот показатель поднимается выше 50 % (особенно если большинство уходящих из компании сотрудников - специалисты, отвечающие за основной бизнес - процесс) - кризис налицо.

Вот, наверное, и все основные индикаторы, которые могут дать оперативную информацию о состоянии бизнеса и вовремя сигнализировать о возможной "болезни". А, как известно, предупредить болезнь намного легче, чем лечить ее.



Автор: Анастасия Варечкина - директор департамента консультирования BK

Источник: Rin.ru


  • Яндекс.Метрика
Наверх © 2014 Komer.ru - При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.